В какой суд гражданин может подать административное исковое заявление для обжалования действий сотрудника ГИБДД?
Вопрос: В какой суд гражданин может подать административное исковое заявление для обжалования действий сотрудника ГИБДД?
Ответ: Для обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД необходимо подать административное исковое заявление в районный суд по месту нахождения подразделения ГИБДД, в котором исполняет свои обязанности данный сотрудник, либо по месту жительства административного истца (ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 24, ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Административное исковое заявление об обжаловании действий сотрудника ГИБДД может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление об обжаловании бездействия сотрудника ГИБДД может быть подано в течение срока, в рамках которого у сотрудника ГИБДД сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД
Рассмотрим общий порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД.
Обжалование вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган)
Жалобы на действия (бездействие) сотрудника ГИБДД подаются руководству соответствующего подразделения ГИБДД. Жалобы на действия (бездействие) руководителя подразделения ГИБДД подаются в вышестоящее подразделение (пп. 16.4 п. 16 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 12.09.2013 N 707).
Жалоба может быть подана в ходе личного приема, а также, в частности, направлена по почте, посредством факсимильной связи или через официальные сайты (пп. 27.1 п. 27 Инструкции N 707).
Письменная жалоба должна обязательно содержать (пп. 7.1 п. 7, п. 21 Инструкции N 707):
- наименование подразделения ГИБДД, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица подразделения ГИБДД, или его должность;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина;
- почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения;
- личную подпись гражданина и дату.
Интернет-обращение обязательно должно содержать (п. 23 Инструкции N 707):
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина;
- адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.
Также в жалобе необходимо изложить, в частности, суть обращения, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения жалобы (п. 25 Инструкции N 707).
Для подтверждения доводов гражданина к жалобе могут быть приложены необходимые документы и материалы или их копии. В случае подачи жалобы в электронной форме указанные документы и материалы (их копии) могут быть приложены к жалобе в электронной форме либо направлены в письменной форме (п. п. 22, 24 Инструкции N 707).
Жалоба по общему правилу рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации. Если срок окончания рассмотрения жалобы приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то она должна быть рассмотрена в предшествующий ему рабочий день (п. 91 Инструкции N 707).
Порядок обжалования неправомерных действий (бездействия) сотрудника ГИБДД при оказании государственных услуг (например, по регистрации транспортных средств, проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства и т.д.) имеет определенные особенности, которые в настоящем материале не рассматриваются (п. 181 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950; п. 331 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 20.02.2021 N 80; п. 101 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 10.09.2019 N 612).
О порядке обжалования таких действий (бездействия) см., например, ситуацию "Что делать, если ГИБДД отказала в постановке автомобиля на учет?".
Обжалование в прокуратуру
Действия (бездействие) сотрудника ГИБДД, в результате которых нарушены законы и (или) права и свободы человека и гражданина, можно обжаловать в прокуратуру (п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; п. 1.1 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).
О порядке подачи жалобы в прокуратуру см., например, ситуацию "Как составить заявление (жалобу) в прокуратуру?".
По результатам рассмотрения жалобы сотрудник ГИБДД может быть, в частности, привлечен к административной ответственности. Например, к компетенции прокурора отнесено возбуждение дел об административном правонарушении в случае незаконного ограничения прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 25, п. п. 1, 3 ст. 27 Закона N 2202-1).
В рамках надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Обращение в суд
Ситуация: Каков порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД? ("Электронный журнал "Азбука права", 2024) {КонсультантПлюс}
Вебинар по теме: "Подотчет, командировки, представительские - правила расчетов с работниками в 2024 году".