8800-101-5883

Рамочный договор как инструмент оптимизации хозяйственной деятельности заказчика

10 июня 2022
Наиболее типичным примером использования рамочных договоров являются случаи, когда заказчику неизвестен точный объем закупаемых товаров, работ, услуг в силу как объективных (например, объем уборки снега в зимний период, очевидно, зависит от природных факторов и не может быть спланирован заказчиком), так и в силу субъективных причин (отсутствие планирования, сложная организационная структура с множественностью так называемых "внутренних" заказчиков, инициаторов).
 
Заказчик, неверно рассчитавший объем необходимой продукции, вынужден в такой ситуации прибегнуть к организации нескольких конкурентных закупочных процедур, что в силу временных и организационных затрат ведет к риску необеспеченности потребности заказчика, или пойти путем осуществления неконкурентных закупок, что идет вразрез с основополагающими принципами корпоративных закупок.
 
В таких случаях уместно использовать зарекомендовавшую себя на практике схему осуществления конкурентной закупки, при которой в ходе торгов "отыгрывается" цена за единицу продукции (так называемые закупки по "прайсу") <8>. В закупочной документации устанавливается предельная цена контракта, которая также заносится в план закупок, в проект контракта и не подлежит изменению в ходе торгов. Необходимо также указать, что объем закупаемой продукции носит ориентировочный характер и может быть изменен заказчиком как в большую, так и в меньшую сторону от объема продукции, установленного в документации. Исполнение обязательств поставщиком, исполнителем, подрядчиком будет осуществляться по направляемым заказчиком заявкам.
 
Незаменимым инструментом разыгрываемый подобным образом рамочный договор может послужить и в случае со сложной организационной структурой заказчика, подразумевающей наличие множества внутренних инициаторов закупок, обладающих однотипными потребностями. Зачастую такие инициаторы, уполномоченные локальными актами на самостоятельное инициирование закупочных процедур, заключают множество отдельных договоров (ввиду незначительного объема чаще всего с помощью неконкурентных процедур) от имени заказчика на одну и ту же продукцию. Такие закупки имеет смысл централизовать с целью сокращения общего числа закупок и экономии средств заказчика, благодаря выставлению на торг укрупненной потребности.
 
Однако нужно отметить, что организационный по своей природе договор с единичными расценками (рамочный договор) не порождает сам по себе обязательств по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) без дополнительного юридического факта - направления заказчиком заявки или согласования сторонами спецификации с указанием количества продукции. Удобство использования рамочных договоров для заказчика не отменяет того факта, что для поставщика продукции такой договор несет значительные риски, связанные с неопределенностью принимаемых им на себя будущих обязательств. Поэтому от того, насколько грамотно были разработаны условия рамочного договора, напрямую зависит успех всей закупочной процедуры.

Это не единственная особенность проведения корпоративных и регламентированных закупок. Повысить уровень знаний в данном вопросе поможет курс профессиональной переподготовки «Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Программа будет полезна поставщикам.