Как проводится профилактика коррупции в госоргане
Профилактика коррупции - это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (пп. "а" п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).
Основные меры профилактики указаны в ст. 6 Закона о противодействии коррупции.
Исходя из этих мер у вас в госоргане должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д. Также вам нужно проводить работу с сотрудниками по формированию нетерпимости к коррупции.
Какие документы утвердить в госоргане
Для соблюдения антикоррупционного законодательства в вашем госоргане должны быть:
- положения:
- о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (п. п. 7, 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821);
- об общественном совете (при наличии общественного совета). Это следует из ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Указов Президента РФ от 04.08.2006 N 842, от 23.05.2011 N 668, Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 481;
- о проверке сведений, которые подают претенденты на должности, и служебного поведения госслужащего (только для органов власти субъектов РФ). На это указано в п. 6 Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065;
- перечни должностей госслужащих:
- которые должны представлять сведения о доходах и имуществе как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. п. 2, 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557);
- доходы и имущество которых вы размещаете на сайте госоргана (пп. "а" п. 7, п. 8 Указа Президента РФ от 08.07.2013 N 613);
- которым запрещено иметь счета (вклады), хранить деньги и ценности в иностранных банках, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пп. "а" п. 1, п. 2 Указа Президента РФ от 08.03.2015 N 120);
- категории "руководители", по которым предусмотрена ротация и которые выполняют контрольные или надзорные функции, если вы контрольный или надзорный федеральный орган (ч. 2 ст. 60.1 Закона о государственной гражданской службе);
- по которым предусмотрена ротация, если перечень утвердил Президент РФ, Правительство РФ, губернатор в зависимости от вашей подчиненности (ч. 2.2, 10 ст. 60.1 Закона о государственной гражданской службе);
- план проведения ротации при наличии должностей, которые ей подлежат. Форма плана проведения ротации и Порядок его утверждения введены Приказом Минтруда России от 29.03.2019 N 195н;
- план противодействия коррупции;
- порядки:
- уведомления при возникновении конфликта интересов (ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, пп. "б" п. 8 Указа Президента РФ от 22.12.2015 N 650);
- проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ);
- сообщения о получении подарка (п. п. 5 и 6 Постановления о получении госслужащим подарка);
- уведомления о склонении госслужащего к коррупции (ч. 5 ст. 9 Закона о противодействии коррупции);
- принятия решения о контроле за расходами госслужащего и членов его семьи (ч. 6 ст. 5 Закона о контроле за расходами);
- представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ч. 2 ст. 8 Закона о противодействии коррупции, ч. 2 ст. 3 Закона о контроле за расходами, п. 7 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559);
- использования внешним пользователем программно-аппаратного комплекса многоцелевого назначения "Посейдон-Р". Документ необходимо согласовать с Администрацией Президента РФ (пп. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 25.04.2022 N 232, п. 19 Положения о государственной информационной системе "Посейдон");
- кодекс этики госслужащих (п. 4 ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции).
Какие антикоррупционные подразделения создать в госоргане
У вас должны быть созданы:
- подразделение по профилактике коррупции и иных правонарушений. Вместо подразделения вы можете назначить ответственное за это должностное лицо (п. 1 ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции);
- комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (п. п. 7, 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821);
- рабочая группа для рассмотрения практики признания недействительными ненормативных правовых актов (решений, действий), принятых в вашем органе (п. 2.1 ст. 6 Закона о противодействии коррупции);
- общественный совет (при необходимости). Это установлено ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 04.08.2006 N 842, от 23.05.2011 N 668, Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 N 481.
Также должен быть назначен сотрудник, который отвечает за направление информации в реестр лиц, которые уволены в связи с утратой доверия (п. п. 3, 4 Положения о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия).
Кроме того, правовым актом определите должностных лиц, уполномоченных работать с системой "Посейдон". Согласуйте его с Администрацией Президента РФ (пп. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 25.04.2022 N 232, п. 19 Положения о государственной информационной системе "Посейдон").
Повысить квалификацию в сфере противодействия коррупции можно в рамках нашего курса. Образовательная программа составлена в соответствии с действующим законодательством.