Для выпускников вузов предложат альтернативу дипломным работам
В учебные программы, сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков, широко внедрят курсы предпринимательства; студенческие научные разработки будут поощрять к коммерциализации; а альтернативой дипломных работ станут стартапы — бизнес-проекты, запущенные студентами без отрыва от высшего образования.
По замыслу авторов идеи, раннее приобщение студенчества к бизнесу поможет решить сразу несколько сложнейших задач. Во-первых, можно будет сразу трудоустроить значительную часть молодых специалистов, что в условиях экономического кризиса совсем не просто. Во-вторых, руками студентов можно попытаться начать коммерциализацию научных разработок. Наконец, в-третьих, это позволит спустить отечественные университеты с заоблачно-теоретических небес и перенацелить на решение конкретно-экономических вопросов, коих в стране эпохи внешнеэкономических санкций развелось немеряно.
А потому приобщение студентов к бизнесу пойдет по всем направлениям сразу. Так, в учебные программы повсеместно, будь то технические, естественнонаучные или гуманитарные специальности, вскоре войдут курсы предпринимательства. Причем, передовая группа из 30-40 университетов, как признал министр науки и высшего образования, уже заметно преуспела на этом пути.
К примеру, в Дальневосточном федеральном университете уже сейчас вместо дипломной работы выпускник может представить на выходе из альма-матер успешный стартап (бисзнес-проект) по итогам своей деятельности еще во время учебы. И эта практика будет расширяться:
- Надо дать возможность попробовать себя в бизнесе каждому студенту! - обозначил главный слоган текущего момента министр.- Университет — хорошее место, чтобы создать свое первое дело! Это должно быть доступно всем студентам, по всей стране! Тогда и проблема чрезмерной миграции в столицы из регионов будет решена.
Другой путь — приобщение студентов к бизнесу через студенческое технологическое предпринимательство. Например, через техническое разработки, выполненные студентами на малых предприятиях, открытых сейчас при многих вузах. Этой работе явно придается огромное значение. Ведь развитие студенческого технологического предпринимательства, по словам Фалькова, будет поощряться в том числе через Нацпроект «Образование». А туда попадают лишь самые прорывные направления.
Коммерциализации студенческой научной деятельности или, говоря проще, претворению научных идей учащихся в конкретные технические решения, будет уделено особое внимание. В нашей стране с этим всегда были проблемы — хоть в царские, хоть в советские времена. Нынешняя же общая картина и вовсе такова, что Счетная палата не устает твердить о неэффективности российской науки. И вот теперь миссия сделать науку «эффективной» возлагается на студентов. Смелое решение!
При этом не исключено, что благодаря студентам удастся решить и другую проклятую российскую проблему — чудовищную забюрокраченность оформления интеллектуальной собственности. Правда, для этого потребуются серьезные изменения законодательства. Но если идею выдвижения студенчества на передний край отечественной науки удастся продвинуть на высшие этажи власти, глядишь, с ее помощью, и эти завалы разгребут.